Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) родился 25 ноября 1835 года в селении Данфермлин. Дом их семья служил так же и ткацкой мастерской для отца – Уильяма Карнеги.
Семейство жило в относительном достатке до начала 40-х гг. XIX века, однако с развитием ткацкой промышленности дела отца-ремесленника пошли неважно, и к 1948 году Уильям остался практически без заказов. Матери пришлось содержать семейство, изготовляя обувь на заказ. 17 мая 1848 года семья Карнеги эмигрировала в США, где поселились в Слэбтауне (Пенсильвания) в маленьком доме.
В 13 лет Эндрю пошел работать на текстильную фабрику. Там он получал повышения – начав с подсобного рабочего, он дорос до конторского служащего с зарплатой 2 доллара в неделю. Тогда же он начал ходить к одному бухгалтеру, который обучал небольшую группу молодых людей азам мемориально-ордерного учета. Именно на этих занятиях раскрылась способность Эндрю к математике, а одна случайна встреча позволила ему попасть на работу в «Телеграфную компанию О’Рейли». Так за три месяца пребывания в США, сменив три места работы, Эндрю Карнеги благодаря своему таланту и добросовестности значительно увеличил свой доход – с 2 до 13 долларов. Вскоре семья Карнеги смогла купить собственный хороший дом.
Работа в телеграфной компании позволила Эндрю получить информацию обо всем и обо всех в деловых кругах города. Самостоятельно изучив телеграф, он добился того, что работал на ключе быстрее всех. В 1851 году жалование Эндрю составляло уже 25 долларов в месяц.
Но перевернуло всю судьбу молодого Карнеги знакомство с Томасом Александром Скоттом, заместителем управляющего Западным участком Пенсильванской железной дороги – «Пенсильвания», который искал работника, умеющего быстро и хорошо работать на ключе. В 1853 году Эндрю поступил на службу в «Пенсильванию».
Эта работа держала его в самом центре транспортных перевозок в самом развивающемся промышленном районе США.
Скотт, ценивший своего работника и питающий к нему искреннюю симпатию, вывел Карнеги в круги большого бизнеса. В 1856 году Скотт предложил Эндрю заняться совместными инвестициями. И хотя сумма для начала партнерства была по тем временам немалая – 610 долларов, Карнеги нашел эти деньги и вскоре уже получил первые дивиденды. Это было преображение служащего в капиталиста.
В конце осени 1856 года, Скотта перевели с повышением к Герману Лобаерту, занимавшему на тот момент пост генерального директора «Пенсильвании». Скотт не оставил своего помощника и перевел с собой и Эндрю, повысив тому оклад до 50 долларов в месяц. В 1856 г. Карнеги переехал в Алтун, где располагалась штаб-квартира Pennsylvania Railroad. Там он познакомился с изобретателем спального вагона Вудрофом и убедил Скотта приобрести несколько таких вагончиков для Pennsylvania. Эндрю получил 1/8 акций нового предприятия Вудрофа, которое в будущем принесло достаточно ощутимый доход.
В 1859 году Скотт становится вице-президентом «Пенсильвании», а к декабрю выбивает и для Карнеги пост управляющего Западным отделением с окладом в 1500 долларов.
Однако даже такое колоссальное повышение зарплаты уже не волновало Карнеги, к тому времени он имел очень хорошую прибыль от вложения средств в компанию по производству спальных вагонов. К 1863 году совокупный доход Карнеги составил более 42 тысяч долларов. Рост доходов позволил Карнеги вместе с друзьями приобрести ферму в нефтяном районе США, заплатив за нее $40 тысяч. Через десять лет ее стоимость составляла уже $5 млн, а годовой доход – $1 млн. Вскоре Карнеги стал одним из самых богатых людей Америки.
Разразившийся в 1873 году кризис вызвал панику на финансовом рынке и старый наставник Карнеги Скотт, строивший тогда железную дорогу Техас-Тихий океан, попросил заем, который бы составил 75% от обеспечения строительства. Карнеги, изначально скептически относившийся к этой идее, отказался. Тогда экономическая выгода победила дружеские отношения, и Карнеги отказался помочь Скотту.
Карнеги стал одним из первых размещать акции американских железнодорожных компаний в Европе. Там же в начале 70-х гг. XIX века он познакомился с Генри Бессемером, изобретателем конвертерного способа производства стали. С тех пор Карнеги сфокусировал все свое внимание на производстве стали. Он начал скупать старые железоделательные фабрики и превращать их в сталелитейные. Уже через 6 лет он был в состоянии купить Homestead Steel Works за $1 млн, тем самым получив контроль над 25 % производства стали и железа в стране.
В 1875 году запускается новый «Сталелитейный завод Эдгара Томсона», который благодаря новейшим технологиям начал производить 2,25% всех рельсов США. В 1900 году доля завода в выпуске рельсов в США выросла до 26,3 %. Спрос на рельсы продолжал расти. И если в 1875 году доход завода составил 18 600 долларов, то в 1900 это были уже 40 миллионов.
В 1901 году Карнеги провернул крупнейшую сделку в своей жизни: продал свои паи за 480 миллионов долларов (при персональной доле Карнеги – 300 миллионов). Сначала Джон Рокфеллер предлагал за них $100 млн и $1,5 млн аванса. Но Карнеги отказался от переговоров с Рокфеллером и объявил о начале строительства собственной железной дороги на север США (что было чистейшим блефом). Подобное строительство не устраивало другого магната, Джона Моргана, который, в свою очередь, также предложил Карнеги купить его заводы. На этот раз цена достигла $300 млн, на которых Морган и Карнеги и договорились.
Именно 1901 год стал последним годом, когда Карнеги активно участвовал в бизнесе, который приносил ему прибыль.
Далее оставшееся до своей смерти время он потратил на благотворительность. Карнеги считал, что человек первую часть жизни должен посвятить созданию богатства, а вторую часть – его раздаче. В начале 20 века Карнеги включается в борьбу за мир. В 1907 г. он создает Общество мира, строит за $1,5 млн «Дворец мира» в Гааге (сейчас там заседает Международный суд) и тратит огромные суммы на предотвращение мировой войны (к сожалению, тщетно, война в 1914 все же началась). Карнеги также создал Фонд героев, погибших в мирное время.
Другая крупная область благотворительной деятельности Карнеги – библиотеки. Еще в юности он проводил много времени в бесплатной «Библиотеке для рабочей молодежи» Джеймса Андерсона в Питтсбурге, т.к. пробелы в образовании более всего мешали Карнеги в жизни. Затем в течение жизни он построил 2811 библиотек, названных его именем, вложив в них около $26 млн. Сегодня 40 % населения США пользуются его библиотеками.
Карнеги вкладывал деньги и в строительство концертных залов (в 1891 году на открытии будущего всемирно известного Карнеги-холла дирижировал сам П.И. Чайковский), в создание научных и учебных центров, в поддержку студентов и преподавателей: $26 млн получили Питтсбургский институт Карнеги и Технологический институт Карнеги, $22 млн – институт Карнеги в Вашингтоне. Масштабы благотворительности Карнеги были столь велики, что к его смерти бывшее колоссальным состояние сократилось более чем в десять раз.
Умер Эндрю Карнеги 11 августа 1919 года у себя на родине, в Шотландии.