Есть одна история о детстве Джеффа Безоса. Он гостил у курящих дедушки и бабушки. Мальчик услышал по радио социальную рекламу о вреде курения, рассказывающую о том, на сколько минут каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека. Сопоставив только что полученные знания и свои математические навыки, не по годам развитый ребенок гордо заявил бабушке, которая как раз делала очередную затяжку: «Ба, а ведь ты уже потеряла 9 лет своей жизни!».
Самым простым ответом на столь безобидное остроумие было бы погладить ребенка по голове и сказать ему, что он очень умный. Но, по вполне понятным причинам, бабушка Безоса расплакалась.
Дедушка отвел внука в сторону и преподал ему урок, который будущий миллиардер усвоил на всю свою жизнь: «Джефф, однажды ты поймешь, что быть добрым гораздо сложнее, чем быть умным».
Некоторые люди сейчас возразят, что Безос не сделал ничего плохого. Это были всего лишь неприятные факты. А как еще дать человеку понять о серьезности наносимого им себе вреда? Такой подход лежит в основе опасного предположения, которое мы успешно сделали частью современной культуры: быть правым подразумевает собой право быть полным мудаком, которому чуждо раскаяние. В конце концов, зачем вам раскаиваться, если вы все сделали правильно?
Некоторые люди утверждают, что в мире нет причин, которые могли бы заставить человека заботиться о чувствах окружающих, если правда на его стороне. Всего 140 символов текста в соцсетях не оставляют места проявлениям доброты, а желание как можно быстрее распространить информацию значительно учащает применение простых, но агрессивных аргументов.
Данное явление небеспричинно. Усугубляющаяся поляризация мира и алгоритмическая сортировка членов общества приводят к тому, что людей все меньше заботит чужое мнение, отличающееся от их собственного. Мы даже не пытаемся как-то переубедить окружающих. Убеждение вообще перестало быть целью – теперь это служит сигналом. А передача сигнала требует не качества, а решительности.
Еще одна серьезная проблема современного мира – его антиинтеллектуализм. Мы должны быть обеспокоены вымиранием экспертизы. Наши чувства относительно той или иной проблемы не меняют фундаментальных фактов о ней, как и не опровергают ее.
Каждый третий человек не знает, кто занимает пост вице-президента в его стране и не может найти на карте Тихий океан. Но нельзя исправить все с помощью одних только криков, снисходительности или троллинга, и никогда не получится.
Раньше мне казалось, что если я прав, то могу заставить людей слушать. Оглядываясь назад, начинаю замечать ту же ошибку, которую допустил в детстве Джефф Безос. Я думал, что если унизить своего оппонента, то ему ничего не останется, кроме как принять мою правоту и тот факт, что он ошибался.
Я виноват, потому что быть умным и уверенным в чем-то намного проще, чем быть добрым и деликатным.
Вы можете наблюдать аналогичные вещи и в противостоянии между СМИ и политиками-популистами. Существует некое нерушимое предположение, что если СМИ смогут предъявить неопровержимые факты, то мнение народных масс изменится. Если журналисты не смогут предоставить результаты исследований, доказывающих наличие связи между вакцинацией и аутизмом или опровергающие процесс глобального потепления на планете, они будут вынуждены признать ошибочность своих теорий. В противном случае начнутся унижения, порицание и обвинения: «Я же показывал тебе результаты исследований. Из самого Гарварда. Что еще тебе нужно?», «Посмотри в глаза фактам, чертов социалист!» и т.д.
Спустя годы, миллионы слов и множества просмотренных видео, люди по-прежнему не сдвинулись с места. Почему? Да потому что мы не в силах разубедить людей в том, в чем они сами себя не убеждали.
Никто не поощряет чужих нападений на себя. Довод, сделанный в негативном ключе (что человек является болваном, обманщиком или расистом), никогда не будет воспринят положительно.
Быть умным просто. Унижать тоже просто. А вот поставить себя на чужое место, деликатно подтолкнуть человека в правильном направлении, понять, что у него, как и вас самих, тоже есть свои эмоциональные и нелогичные убеждения – все это намного сложнее.
Равно как и не списывать со счетов других людей. Или посмотреть на бревно в своем глазу, а не пытаться разглядеть сучок в чужом. Мы знаем, что не позволим так с собой обращаться, но считаем вполне приемлемым относиться так к окружающим.
В сети можно найти отличный клип от Джо Рогана, снятый в период иммиграционного кризиса в прошлом году. Комик не приводит никаких фактов в пользу или против иммиграции и не нападает ни на одну из сторон. Джо просто делится тем, какие чувства у него вызывает крик матери, у которой отбирают ребенка. Видеоролик набрал миллионы просмотров и, несомненно, изменил намного больше мнений и точек зрения, чем приостановка работы правительства, споры и скандалы на телевидении и многочисленные тематические статьи или аналитические доклады.
Роган не говорит, что и кому нужно думать. Он просто говорит, что если вы не сочувствуете страдающей матери, то примкнули не к той стороне. Вот правильный способ натолкнуть человека на размышления.
Если вы не можете быть добрыми и не способны сопереживать, значит, вы не состоите в команде. Речь идет о Команде Человечности, в которой должны быть все мы.
В команде, где каждый человек имеет свои недостатки, и где мы относимся к другим людям также милосердно, как и к себе самим. В команде цивилизованных и, что важнее всего, добрых друг к другу людей.
Адаптированный перевод статьи — It’s Not Enough to Be Right—You Also Have to Be Kind via Клубер