Михаил Евдокимов погиб в автокатастрофе 7 августа 2005 года. За 47 лет жизни он успел поработать на заводе, в столовой, стал популярным артистом и губернатором Алтайского края.
Он всю жизнь искал себя, метался между женщинами, хотел объять необъятное и умел радоваться жизни. Наверное, он не вписывался ни в один формат ни в культуре, ни в политике. Такой вот простой русский мужик, душа широкая и нараспашку!
Евдокимова вспоминают действительно щедрым человеком. Он любил шутить, но делал это всегда с серьезным лицом. Фальшь не терпел. Но, с другой стороны, скрывал, что фактически живет на две семьи. У Евдокимова осталось трое детей: дочь Анна от официального брака, внебрачная дочь Анастасия от Надежды Жарковой и сын Даниил от темнокожей модели Инны Беловой.
Несмотря на «специфику» многих его персонажей, Евдокимова никогда не видели пьяным. Он отдавал предпочтение водке и только в хорошей компании. Ему нравился сам процесс. Он любил, когда вокруг — много веселых лиц. Куда бы ни приезжал, тут же накрывал столы. А в последние годы говорил, что и вовсе отказался от алкоголя.
На телевидении Михаил Сергеевич впервые появился в 1984 году — в программе «Огонек». Потом стал частым гостем «Вокруг смеха». Именно тогда появился знаменитый монолог «После бани».
Монологи Евдокимова зрители разобрали на цитаты: «Морда кра-а-асная», «никто не виноват, а морды у всех битые», «иду, никого не трогаю», «Ну чтоб буй стоял и лодки плыли!», «Не знаю, чо рассказывать», «дын-дын-дын», «Настроения вся упала», «Тьфу ты, ёжики колючие!» и так далее.
Михаил Евдокимов руководствовался принципом «никогда не сдаваться». Близкие так и не поняли, как артиста угораздило оказаться в политике. Впрочем, в 2004 он и сам растерялся, узнав, что победил на выборах.
Бремя губернатора оказалось действительно непростым. Он наотрез отказался идти на компромиссы с так называемыми «элитами». Ломал их планы и раздражал своей прямотой.
Губернатором Алтайского края Евдокимов пробыл всего один год. 7 августа 2005 года водитель вез чету Евдокимовых на юбилей космонавта Титова. В 29 км от Бийска, на перекрестке, который потом местные назвали «проклятым», машина Евдокимова на большой скорости врезалась в дерево… Выжила только Галина. Она была абсолютно уверена, что авария не была случайной.
В одном из последних интервью Евдокимов сказал: «Не считаю, что мое время прошло». Не прошло, потому что мы его помним…
Отрывки из монологов и цитаты из интервью Евдокимова
«От судьбы никуда не уйдешь. Бесполезно. Даже не трепыхайся. <…> У Женьки, эта, петух был. Ить как он пел, тоже, как он пел?! Вся деревня с им просыпалася… полчетвёртого. Ну и знал ведь, что заколют, а пел. Судьба!»
«Всё засекречено, потому што враг! Хто враг, никто не знает…»
«Всю жисть у нас на Руси так: никто не виноват, а морды у всех битыи!… Че-то не помню, чтоб у кого еще так же, только у нас чо-то!»
«Эх, жизня, жизня, как жо ты быстро летишь…»
«Оно теперь, Мишка, тако здоровье, что дыши-не дыши — один хрен на живого-то не похож».
***
«Вне сцены я совершенно другой человек, как и все актеры. Это работа, это игра, это органика, понимаете. А жизнь — жизнь есть жизнь, это совсем другое…»
«Скажу так: для меня человек, который умеет стесняться, – это нормальный человек. Тот, кто считает, что он оригинален, позволяя себе всякую «хренотень» в присутствии уважаемых людей, ошибается».
«Раздражает, когда дороги перекрывают. Вообще, когда что-либо кому-либо перекрывают, даже не тебе, и то неприятно, все равно».
«У кого с головой все в порядке, тот лишнего не выпьет, это мой ответ на ваш вопрос. Вы думаете, что мне приятно, что такой процент пьет? Я даже на каждом своем концерте говорю: прекращайте пить, мужики, потому что нельзя уже, мало нас остается, чтобы что-то созидать и творить».
«Действительно, в пельменях я гурман, и вкуснее своих, конечно, не ел. Пельмени леплю крупные, «человеческие», чтобы поменьше теста да побольше мяска. Пельмень при раскусывании должен истекать соком. Ну а тесто катаю исключительно бутылкой. Раскатанное тесто сворачиваю в трубочки и уже из них нарезаю пельмени».
«Говорят даже, что я пьяным сажусь за руль «Мерседеса» и езжу по городу кошек давить. Да у меня даже времени на такое безобразие нет. Мое счастье — в деревне побывать на выходных. Кто там со мной пил? Пусть подойдет и скажет, а я ему рог сломаю».
«Я к мату отношусь почти нормально, когда, знаете, это, как ручеек, журчит и даже не заметно. Но для этого человек должен сам соответствовать даже внешне тому, что он имеет право что-то произнести из мата. А когда это какой-то шалупонь или просто девчонка с сигаретой на углу стоит, во-первых, это не ручеек, знаете, а рубленый, такой дешевый, дурацкий, неуместный мат, просто кошмар».
«Помните, стоит Иван-царевич у трех дорог и выбирает, пойти ли вправо и стать счастливым, но бедным, или влево, где ждут богатства и несчастья. Реальная жизнь, к сожалению, а может, к счастью, намного сложнее. И пути жизненные очень часто не укладываются ни в какие «или — или».
«Никого за мной нет. В том-то и трагедия! В том-то и у них проблема, что у меня нет проблем».
«В том-то и беда, что победил-то я честно совершенно, победил-то я без денег! В том-то и трагедия! А я, а чего мне жалеть? Наоборот, я, между прочим, считаю, что достаточно серьезное волнение создал, в хорошем смысле слова».
«Что значит в «мое время»? Я не считаю, что мое время прошло. Не согласен с теми, кто после сорока лет добровольно отправляет себя на свалку истории. В любое время можно найти себе применение».
«Есть такой анекдот. Пессимист говорит: «Знаешь, через неделю всему крах!» А оптимист в ответ: «Почему через неделю? Завтра!»