Рита Леви-Монтальчини — выдающийся нейробиолог, ставшая в 77 лет одной из 10 женщин в мире лауреатом Нобелевской премии по медицине. Удивительная женщина, сделавшая открытия, не выходя из собственной спальни. Она ушла из жизни на 104 году жизни, будучи в полном уме и здравии.
Рита Леви-Монтальчини никогда не была замужем, у нее не было детей. Но ни разу не пожаловалась на свою судьбу, на ужасы, которые пришлось пережить. И до конца дней не теряла жизнелюбия, удивительного чувства юмора и потрясающей ясности ума.
Вот, что она сказала в свой 100-летний юбилей:
22 апреля 1909 года в Турине у инженера Адамо Леви и художницы Адель Монтальчини-Леви, родились прелестные близнецы: дочери Рита и Паола. В состоятельной, но очень старомодной еврейской семье, считалось, что удел девочек — стать хорошей женой и матерью. Тем не менее сестры получили прекрасное домашнее образование. Рита, втайне от отца, мечтала стать писательницей. Но, как это бывает, на выбор профессии повлиял случай.
От рака желудка скончалась гувернантка Риты, к которой она была очень привязана. С той минуты девочка решила, что посвятит себя медицине. Без чьей-либо помощи выучила латынь, греческий, заполнила пробелы в биологии и поступила на медицинский факультет Туринского университета. Блестяще закончив его, была полна идей, мечтала о профессиональной карьере, но началась война.
В 1938 году Муссолини издал «Расовый манифест», причислив евреев к «низшей расе» и запретив им заниматься научной деятельностью. Но Рита даже под страхом смерти не прекратила опыты, соорудив лабораторию в собственной спальне.
К тому моменту семья перебралась в деревушку под Флоренцией, где местные жители окрестили девушку блаженненькой: она все время выклянчивала у фермеров парочку яичек «для деток». Но нужны они ей были вовсе не для еды. Куриные эмбрионы стали ее «лабораторными мышами», а, за неимением инструментария, в ход шли заточенные швейные иглы, которыми она научилась препарировать материал.
Предполагала ли Рита тогда, что именно запрет Муссолини позволит ей сделать открытие мирового значения? Думаю, нет.
Вернуться к нормальной работе она смогла только в 1945 году, и, практически сразу, ее научными изысканиями заинтересовался ведущий американский нейробиолог Виктор Хамбургер. Он пригласил Риту присоединиться к его команде исследователей Университета Вашингтона в Сент-Луисе.
Там, совместно с одним из коллег, Стэнли Коэном, Рита довела научные эксперименты до логического конца. Результатом их совместной работы стало открытие фактора роста нервной ткани (NGF). За это открытие ученые были удостоены Нобелевской премии в 1986 году. На тот момент Леви-Монтальчини было 77 лет.
В чем суть открытия? До этого момента считалось, что нервная ткань не восстанавливается. Рита Леви-Монтальчини не только доказала, что нервные клетки растут в течение всей жизни, но и то, что возникновение рака напрямую связано с нарушениями в механизмах регуляции открытого ею фактора роста.
Чуть позже действительно было установлено, что:
- пораженные участки ДНК, которые становятся причиной развития опухоли, несут в себе код для синтеза белков, сходный с кодом фактора роста.
- в клетках злокачественной опухоли присутствует вещество, стимулирующее синтез NGF. Бурное развитие опухоли, провоцирует столь же бурный рост нервной ткани.
Открытие Риты Леви-Монтальчини помогло ученым понять природу рака и указало направление, в котором нужно искать средства борьбы с ним.
Так как активный синтез фактора роста — ответ организма на воспаление оболочки нерва, а это напрямую связано с некоторыми заболеваниями нервной системы, расстройства пищеварения, атеросклерозом и диабетом.
Так в чем же секрет долголетия одного из старейших Нобелевских лауреатов? Он оказался прост! Вы не найдете советов ходить не меньше 8 тысячи шагов в день, пить по 8 стаканов воды и т.д.
У Риты Леви-Монтальчини не было детей, но она не упускала случая пообщаться со своими многочисленными учениками, окружала себя друзьями и обожала устраивать вечеринки. Те, кому посчастливилось быть в числе приглашенных, говорили, что вечера у этой изящной женщины славились веселыми интеллектуальными беседами и изысканной кухней. Рита же частенько повторяла, что общение с милыми сердцу людьми — лучшее средство от дряхлости.
Она обладала тонким вкусом, любила наряжаться и всегда выглядела безукоризненно. Нередко повторяя, что старость приходит в тот момент, когда женщину перестают интересовать красивые наряды.
Синьорине Леви-Монтальчини часто задавали вопросы, в чем секрет ее успеха и долголетия. Она уместила ответ в короткую фразу:
«Без еды, мужа и сожалений», — Рита Леви-Монтальчини.
Также она добавляла: «Моя жизнь богата замечательными человеческими отношениями, работой и увлечениями. Я никогда не чувствовала себя одинокой, ни о чем не сожалела и, думаю, на моей совести нет тяжких грехов». «Секрет жизни» состоял для нее в том, чтобы «постоянно думать. И перестать думать о себе. Не более того».
Она не дожила до своего 104 дня рождения, и ушла в канун нового года, 30 декабря 2012 года. Просто легла спать и не проснулась. А это не меньшая награда, равно как и долгая, яркая жизнь.
По материалам: Книга рецептов молодости