Это происходит с каждым из нас. Вы заходите в помещение и не можете вспомнить, зачем вы сюда пришли. Вы хотели что-то взять? Или сделать? Как бы там ни было, но вы забыли.
Это называется «эффектом дверного проема».
В ходе одного их исследований ученые из Университета Нотр-Дам доказали, что во время прохождения через дверь человек склонен сбиваться со своих мыслей и что-то забывать.
И это вовсе не психическое отклонение. Существование этого эффекта указывает на то, насколько активно во время обработки входящих данных и попыток придать окружающему миру какой-то порядок человеческий мозг использует контекстные и пространственные «подсказки».
В 2011 году психолог и доктор Г. Радвански из Университета Нотр-Дам заявил: «Для разума прохождение через двери означает пересечение «границ определенного события».
Работы доктора Радвански помогают понять, как разум человека использует данные границы для деления опыта на части и последующей их «сортировки», чтобы это способствовало быстрому восстановлению события в памяти и выбору определенной линии поведения. Это можно сравнить с рисованием поверх случайного набора точек какой-то сетки или узора, чтобы сначала запомнить их расположение, а потом воссоздать порядок, в котором точки были расставлены изначально.
Мозгу нравится хранить данные в местах, повторяющих реальный мир. Эту идею поддерживает и популярный способ запоминания — метод локи. Он построен на мысленном представлении локации (скажем, дома, где вы росли) и расположении вещей, требующих запоминания, в конкретных точках этого дома. Так, в 2009 году мужчине, использующему метод локи, удалось выучить цифровую последовательность из 65 тысяч знаков.
Но почему наш мозг устроен именно так? Ученые утверждают, что мозг стремится к соединению локаций и происходящих там событий, чтобы впоследствии в аналогичных обстоятельствах мы понимали, что может случиться и как правильно ответить или отреагировать на это.
Границы происходящего способствуют обработке и запоминанию мозгом информации, а также оказывают влияние на восприятие в целом. Так, при пересечении таких «красных линий» внимание человека к внешней обстановке резко обостряется.
Исходя из его местонахождения и привычек, настроение, мысли и поведение человека меняются, чтобы соответствовать обстоятельствам. К примеру, если вы зайдете в кухню, то можете чувствовать голод. Ложась в кровать, вам может захотеться спать. Если вы пойдете в свой кабинет, то можете ощутить стресс. Эти примеры подтверждают результаты проведенных исследований.
Как вы уже наверняка знаете, в основе вашего поведения всегда лежат сигналы окружающего мира. Единожды установив ассоциативную связь между окружением и поведением, в дальнейшем разорвать эту связь будет чрезвычайно сложно (или даже невозможно). Зачастую проще просто поменять свою ежедневную рутину, чтобы тем самым избежать попадания под те же триггеры, ассоциируемые мозгом с какой-то плохой привычкой.
Все упомянутые выше исследования ставят перед нами ряд серьезных вопросов. Что случится, если мы переведем большую часть своей жизни из реального измерения в виртуальное? И что случится, если работа, развлечения, шоппинг, обучение, отношения и прочие привычные и ежедневные занятия больше не будут отделены друг от друга временными, локационными или контекстуальными барьерами, а сольются в момент включения экрана нашего гаджета?
Все эти вопросы находятся на начальной стадии исследования учеными. Но первые их результаты уже вызывают беспокойство.
В книге «Фронтальная усталость» Йельский психиатр и доктор наук Марк Рего рассматривает, каким образом технологии размывают границы, используемые нами для определения и разграничения своей жизни. Рего говорит: «Современная жизнь это своего рода пустой дом, в котором нет ни мебели, ни разбивки на этажи. Нет структуры, помогающей вам ориентироваться и жить в нем».
Изучение «теории границ», описывающей процесс сбалансирования профессиональной и личной жизни, указало на трудности, возникающие в ситуации, когда люди на одной локации выполняют слишком большое количество действий с помощью одинаковых инструментов.
Так, ученые, занимающиеся в 2014 году изучением научных исследований темы динамичности границ между профессиональной и личной жизнью, написали: «Личности, способные абстрагироваться от работы, отличаются более крепкой психикой, более высокой успешностью и продуктивностью труда, чем те, кто не позволяет себе отвлечься от работы».
Не вызывает удивления и тот факт, что использование в доме определенных технологий – например, проверка рабочего почтового ящика – ассоциируется с неспособностью переключиться и ведет к низкому уровню удовлетворенности своей жизнью.
Все люди запрограммированы на функционирование в рамках определенного типа границ. Но не тех, которые их сдерживают, а тех, что способствуют разделению разных аспектов жизни.
Дальнейшие исследования в данном направлении связали между собой работу из дома и высокий уровень эмоционального выгорания, что в наши дни получило настолько широкое распространение, что ученые даже сравнили его с «эпидемией».
Те, кто занимается изучением связи работы из дома и балансом между профессиональной и личной жизнью, часто делают акцент на необходимости проводить четкие линии разграничения между досугом и работой. Если вы находитесь на «удаленке», вам поможет оборудование какой-то комнаты под рабочий кабинет. Когда рабочее время подходит к концу, просто не заходите в эту комнату до завтрашнего утра.
Привязывая работу к определенной физической локации, вы тем самым помогаете мозгу отвлечься от нее, находясь в другом месте.
Ученые советуют то же самое, говоря и об эмоциональных переживаниях. Выделите себя место и время, где и когда вы будете предаваться своим тревожным мыслям. Так вы ограничите их просачивание в другие сферы жизни.
Суть всего сказанного выше в том, что люди запрограммированы на функционирование в рамках конкретного типа границ. Но не тех, что их сдерживают, а тех, что способствуют разделению разных аспектов жизни.
Эти границы несут в себе огромную пользу. А их размытие, чему так активно способствуют современные технологии, может стать причиной спутанности мыслей, чувств и непривычного поведения, которое мы сами только начинаем понимать.