Мать, которая заботится о своем ребенке, просто она мертва эмоционально…
Обеденное время. По раскалённому тротуару бредут мать, молодая бабушка и мальчик лет четырёх. Семья возвращается с пляжа. Отпрыск истошно-трескуче вопит. Женщины идут чуть поодаль с непроницаемым выражением лица. Мальчишка устал, перегрелся или проголодался, а может, не купили того, что просил. Забегает вперёд и отчаянно лупит мать и бабушку детскими кулачками, не замолкая ни на минуту. Обе женщины молча грубо одергивают юбки, но шага не замедляют.
Заказываю себе чашку латте в открытой забегаловке на углу. Потом жду, когда приготовят, стою в очереди, расплачиваюсь и ещё пару кварталов медленно иду с кофе в руке, и всё это под душераздирающий детский плач, который доносится с другой стороны улицы.
Эта обыденная и привычная картина психологического насилия наглядно демонстрирует феномен мёртвой матери на примере отдельно взятой семьи. Здесь ребёнок ещё не отчаялся заявить о себе и не теряет надежды донести собственные потребности до адресата. Скоро вырастет и поймёт, что если чувства не находят отражения у матери, значит, этих чувств и нет вовсе, или не настолько уж и важны. А если нет чувств, то нет и того, кому эти чувства принадлежат.
Родители вовсе не «закаляют» собственных детей и не «готовят к встрече с миром», когда оставляют наедине с непереносимыми переживаниями. Вместо этого взрослые побуждают детей сомневаться в адекватности собственного восприятия. Если хрупкая детская идентичность постоянно игнорируется или отвергается, ребёнку только и остаётся, что истошно кричать в пустоту, заглядывая в холодные материнские глаза и не находя там отражения.
Когда отчаянно зовёшь на помощь, но никто не приходит, невольно делаешь вывод, что-либо вовсе не нуждаешься в помощи («показалось»), либо не на кого рассчитывать («я это заслужил»). Насколько всё это правда, ребёнок определить не может. Не на что опереться — нет подходящего опыта и неоткуда взять.
Чтобы перестать быть пугающе недоступной, матери достаточно остановиться и молча обнять малыша, и ребёнок почувствует себя увиденным и принятым. А когда вырастет, научится поддерживать себя сам, не впадая в отчаяние при мысли об одиночестве.
Автор: Елена Бережная