Зачастую на экране Леонид Куравлёв представал в образах легкомысленных дамских угодников, обаятельных негодяев, хитрых жуликов, и зрители даже представить себе не могли, что вне экрана он был совсем другим человеком — стеснительным, замкнутым, семейным.
Почти 10 лет актер не снимается в кино и не появляется на публике, он до сих пор не может смириться с потерей любви всей своей жизни… Более 50 лет Леонид Вячеславович прожил с одной женщиной — супругой Ниной Васильевной.
Они познакомились на катке, когда ему было 16, а ей 14. Куравлёв вспоминал, что Нина его совершенно не замечала, а он ловил взглядом каждое движение, запоминал каждую черточку её лица. Общаться они начали спустя год. Гуляли, ходили в кино, много разговаривали. По-настоящему Леонида Вячеславовича покорило то, что Нина никогда не повышала голос, не расспрашивала, где он пропадал, не ревновала.
Они поженились в 1960 году. В это же время начинается актерская карьера Леонида Куравлёва. Его первые роли сегодня практически неизвестны широкому зрителю: каторжанин Яша в военной драме «Водил поезда машинист», парень Лёнька в картине «Когда деревья были большими», футболист Лёня Фокин в «Третьем тайме».
Путевку в большое кино он получил благодаря Василию Шукшину, который учился в том же вузе на режиссерском факультете. Он предложил Куравлёву сыграть главную роль в его дипломном проекте и был настолько впечатлен его работой, что следующий сценарий уже писал специально для него. Казалось, что в фильме «Живет такой парень» Куравлёв сыграл самого себя — простодушного, открытого, доброго и очень обаятельного.
Шукшин был первым, кто поверил в актерский талант Куравлёва, они стали друзьями, и актер в честь своего друга даже назвал сына Василием. Леонид Вячеславович рассказывал: «Когда Шукшин начал работу над фильмом «Живет такой парень», Сергей Герасимов посмотрел на мою пробу и сказал, мол, он вяло играет… Герасимов меня не утверждал. Да и вся комиссия. А ведь Шукшин на меня написал сценарий-то. Герасимов его начал отговаривать меня снимать. А Вася, вот я ему благодарен, хотя это был первый его фильм, ослушался всей комиссии. Он в меня поверил! И картина по сей день смотрится. Я благодарен всю жизнь Василию Макаровичу, что он запустил меня на очень высокую киноорбиту, с которой я по сей день не слетел».
Слава настигла Леонида Вячеславовича в середине 1960-х. Он сыграл Хому Брута в первой звуковой экранизации повести Николая Гоголя «Вий», затем Шуру Балаганова в «Золотом телёнке» Михаила Швейцера, Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче» и слесаря-сантехника Афоню… Всего на счету актёра более 200 ролей в кино.
Куравлёв часто импровизировал на съемочной площадке, и его идеи были настолько удачными, что режиссёры, как правило, не возражали. Каждый свой образ актёр дорабатывал, вносил в него свое ощущение персонажа, которое всегда добавляло колорита в общую атмосферу фильма.
Однако большинство режиссёров видело Куравлёва в комедийном амплуа, и ему не довелось играть на экранах красивых историй любви. Из-за этого имиджа, сложившегося в кино, зрители отождествляли актера с его героями, в то время как в реальной жизни он был полной противоположностью своих персонажей…
У актера были тысячи поклонниц, но в его сердце и в его жизни оставалась только одна женщина, о которой он всегда говорил с нежностью:
«Моя жена была очень красивой, невероятной. Мы никогда не давали друг другу клятв в верности перед долгой разлукой. Нина не ревновала, ни в чем не подозревала. Я никогда ей не изменял. Зачем? У меня уже была любимая женщина, не хотелось искать кого-то ещё».
Коллеги-мужчины называли его «подкаблучником». Женщины завидовали их отношениям.
Нина стала для него не только женой, но и самым близким другом, советчиком и музой. Их отношения строились на полном доверии друг к другу.
Нужно сказать, что Нина была женщиной с характером. Она никогда не пользовалась связями мужа. Всего добилась собственными силами, за 20 лет пройдя путь от преподавателя английского языка до директора школы. Все отзывались о ней как о мудрой женщине. Она всегда была на стороне мужа, поддерживала и во многом уступала ему.
В счастливом браке родились двое детей: в 1962 году Екатерина и в 1978 году Василий. В 2010 году супруги отпраздновали золотую свадьбу, а в 2012-м Нины Васильевны не стало. Эта потеря подкосила актера — он просто не представлял своей жизни без человека, который был рядом более 50 лет.
«Она была чудо! Вот почему моя жизнь поделилась сейчас на «до» и «после», — признавался актёр.
После смерти жены Куравлёв перестал появляться на публике. Он ведёт затворнический образ жизни и не снимается в кино, хотя предложения поступают ему до сих пор. «Мне стыдно сниматься там, где насилуют, убивают, режут, предают… Знаете, есть такое выражение «усталость металла». У меня она, наверное, наступила», — объясняет Леонид Вячеславович.
Он часто приходит на кладбище, где покоится его супруга. На могиле на два места он установил двойной памятник, на котором высечено имя Нины Васильевны с датами рождения и смерти, и его имя. Пока без дат…
По материалам: Культурология