Поклонники любят и до сих пор поют песни Юрия Визбора: «Охотный ряд», «Синий перекресток», «Александра» из мелодрамы «Москва слезам не верит», «Лыжи у печки», «Ходики», «Серега Санин». И, конечно же, «Ты у меня одна», посвященная Аде Якушевой. Именно ей посвящены лучшие лирические стихи и песни барда.
История любви Ады Якушевой и Юрия Визбора превратилась в легенду. Так почему же любовь закончилась?
Визбор и Якушева вместе учились. Оба они в 1952 году поступили в Московский педагогический институт имени Ленина, избрав специальность — русский язык и литература. В молодежной среде МГПИ была популярна самодеятельность, песенное творчество и туризм. Именно в этом вузе в 50-х годах родилось новое направление авторская песня, у истоков которой стоял Юрий Визбор.
Когда студент Юрий Визбор перешел на последний курс МГПИ , к ним на дневное отделение с вечернего перевелась его ровесница Ариадна (друзья называли ее Адой) Якушева, «девушка с гитарой», писавшая удивительные стихи.
Вот как об этом в своей книге «Три жены тому назад» рассказывала сама Ада о Юрии: «Он писал стихи, которые часто публиковались в многотиражке «Ленинец», хорошо пел и играл на гитаре, считался классным спортсменом, писал сценарии студенческих капустников-обозрений, водил туристские группы. Любого из перечисленных достоинств было бы, наверное, достаточно, чтобы обрести популярность в нашем сугубо женском вузе. А еще он был весьма пригож собой. Неудивительно, что за ним постоянно увивался длинный хвост поклонниц … А потом случилось неизбежное — я тоже влюбилась в Юру».
Юрий вместе с другом Володей Красновским по распределению попал в Архангельскую область, в поселок Кизема, оттуда ушел в армию. Причем, поскольку это была поселковая школа, то ему пришлось работать на все руки, преподавать все, включая географию и физкультуру. А Ада осталась работать в Москве.
Поначалу лишь письма Якушевой были наполнены нежностью, а те, что приходили от Визбора, были чисто дружескими. У Юрия Визбора в Москве оставалась невеста, на которой, отслужив в армии, он собирался жениться. Ада об этом знала и очень страдала.
Интроверт по натуре, своими переживаниями она делилась с единственным человеком — бывшим однокурсником Максимом Кусургашевым. Безнадежно влюбленный в Аду Максим выслушивал, утешал. В том, что чувствует сам, признаться не мог, поскольку был несвободен: женился еще на третьем курсе — до того, как познакомился с Адой.
Но не прошло и года после отъезда из столицы Визбора, как его невеста отправилась в ЗАГС с другим. Прочие пассии Визбора, тоже клявшиеся в вечной любви, сошли с дистанции еще раньше. Продолжала писать и ждать только верная Ада.
«Без Адки жить невозможно»
Ее любовь была такой сильной и беззаветной, что он не устоял и сам влюбился. В одном из его писем есть такие слова: «Захожу в зал, полно красивых девушек и ни одной тебя…» Домой, по его признанию, возвращался с мыслью: «Без Адки жить невозможно».
В феврале 1958 года они поженились. В феврале 1958 года они поженились. Максим Кусургашев был свидетелем на регистрации. А поздней осенью 1958 года на свет появилась дочь Таня.
Двадцать второго ноября 1958 года в окно палаты послеродового отделения, заглянули два взлохмаченных мужика. Бедные женщины, находившиеся в палате, испытали ужас при их появлении, но Ада быстро успокоила соседок: «Девочки, не пугайтесь — это мой на дочку посмотреть пришел». Пришел… на четвертый этаж.
Взять отвесную стену роддома Визбору и его лучшему другу Володе Красновскому удалось с помощью альпинистского снаряжения и водосточной трубы, на которой они и закрепились в ожидании торжественного момента — младенцев вот-вот должны были привезти на кормление.
Пока альпинисты висели, они слушали восторженные речи только что родившей Ады: «Девочка — просто чудо, красоты неописуемой!» Когда наконец медсестра привезла в палату младенцев на кормление, кулек был поднесен к окну, Визбор, по его собственному признанию, потерял равновесие и чуть не сорвался.
А потом, не сказав ни слова, стал спускаться вниз. Через годы он так объяснял свою реакцию на дочь: «Рот у тебя, Татьяна, был от уха до уха, нос — размером с рот, а волосы — цвета крови парижских коммунаров».
Судьбоносное кино
В 1965 году в жизни Юрия Визбора произошло судьбоносное событие. Потом окажется, что оно отразится и на его отношениях с женой. Уже известный тогда режиссер Марлен Хуциев пригласил Визбора в свою картину «Июльский дождь».
Когда позвонили с «Мосфильма» и сказали, что режиссер Хуциев приглашает на пробы, Юрий не поверил. Решил: разыгрывает кто-то из друзей. На киностудию в назначенный день и час поехал только для того, чтобы посмотреть шутнику в глаза. Но на вахте — совершенно неожиданно — получил пропуск и уже через несколько минут разговаривал со знаменитым режиссером.
Хуциев сказал, что давно ищет исполнителя на роль Алика — бывшего фронтовика, ироничного интеллигента-ловеласа с гитарой. То, что Юрий Визбор не актер, а журналист, Марлена Мартыновича не смущало.
Актер-дебютант на съемках познакомился с двадцатипятилетней актрисой из Ленинграда Евгенией Ураловой. Надо отдать должное, Женя была красива и талантлива, но была замужем за актером Всеволодом Шиловским.
Высокая, стройная, каре светлых волос, большие и выразительные глаза, плюс — необычный для женщины низкий тембр голоса (критики заметили, что в фильме она еще и говорит с несколько ленивой, как бы усталой интонацией)…
От разных квартир ключи
Как потом отметит Уралова, Визбор вначале ей не понравился: лысый, грустный, некрасивый — толстый нос, глаза немного навыкате…
Но от него шла мощнейшая мужская энергетика и она влюбилась. Натурные съемки продолжались две недели, и все эти две недели они по вечерам гуляли под осенним дождем вдоль берега водохранилища и говорили, говорили и без конца целовались…
В тот год в блокноте поэта появятся строчки:
«А счетчик такси стучит,
И ночь уносит меня.
От разных квартир ключи
В кармане моем звенят…»
Расставались они с Адой трудно и долго. Якушева вскоре напишет:
Снова твое бесконечное «жди»
Белой дорогой мне в окна глядит,
Снегом о снежный стучится настил.
Я не хочу, чтобы ты уходил.
В снег не хочу и в жару не хочу
Я прислоняться к другому плечу.
Хватит ли сил мне, не хватит ли сил,
Я не хочу, чтобы ты уходил… (1965 год)
Вскоре Визбор оставил ключи от квартиры на Неглинной Аде. Ада и Юрий за все годы брака поссорились лишь однажды и то во время творческого процесса совместного написания песни «Рассветы стали дрожащие».
Юрий настаивал, чтобы были «красивые рассветы». Ада же хотела «холодные рассветы», потому что, по ее мнению, «красивые» звучит пошло. Разругались в пух и прах.
«Люби, если любится»
Конечно, она знала о каких-то его интрижках, но закрывала на них глаза. Ада всегда безошибочно понимала, что у мужа появилась новая пассия. Начинает носить тельняшку, вязать морские узлы — значит, завелась яхтсменка. Не отходит от холста — художница. Дороже всего семье обошелся роман с горнолыжницей: Визбор купил такие дорогие горнолыжные ботинки, что пришлось месяц жить в режиме строгой экономии. Но то, что с Ураловой у них настоящая любовь, а не интрижка, она сразу поняла.
Сохранились письма Якушевой и Визбора друг другу, по сути — эпилог истории их любви.
Вот строчки из письма Ады: «…Милый мой! Я чувствую, сбывается то, о чем я тебе когда-то говорила. И я готова снова все понять и простить, потому что моя доброта к тебе и моя нежность безграничны. Люби, если тебе любится, и если кто-нибудь спросит, скажи, что я знаю и понимаю … Прощай, мой зверь! Всего тебе хорошего и радостного, что ты не смог получить от меня…»
А эти — из ответа Визбора: «Я безгранично благодарен тебе за твою любовь, за твою большую, настоящую человечность … Я знаю, что нет на свете другого человека, который бы так хорошо понимал меня, а главное — так хорошо чувствовал меня, который был бы для меня столь же беззаветным. Это, как ты понимаешь, почти все. Вот с этим чувством к тебе я и живу».
Визбор женится на Ураловой, купит кооперативную квартиру в Черемушках.
Влюбленный Юрий посвятит песню Ураловой, которая тут же станет хитом:
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Вот и окончилось все — расставаться пора.
Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
30 января 1967 года у Юрия и Евгении родилась дочь Анна. Евгении было не по душе оттого, что муж постоянно проводит время в компании друзей, вечно исчезает — то в горы, то в походы на байдарках.
Так что вернувшись из роддома имени Грауэрмана и порадовавшись тому, как аккуратно и любовно приготовил Юра кроватку, коляску и пеленки, Женя тут же с грустью поняла, что почти всю новую для их семьи нагрузку ей придется взвалить на свои женские плечи. Визбор не мог изменить привычного для него образа жизни. Как же без друзей и без гор?
«Я бы снова женился на тебе»
Экс-супруга Визбора — Ада Якушева выйдет замуж за своего давнего воздыхателя — заместителя директора радиостанции «Юность» Максима Кусургашева, искренне любившего ее с момента первой встречи и до последнего вздоха… У них появятся двое детей — сын Максим и дочь Дарья.
Всем участникам этой истории хватило мудрости сохранить нормальные человеческие отношения. Визбор и Якушева и созванивались, и виделись, и поздравляли друг друга со всеми праздниками, и вместе принимали участие в воспитании общей дочери Татьяны.
Визбор часто повторял блоковское утверждение, что «только влюбленный имеет право на звание человека» и в подобном состоянии он пребывал постоянно.
Брак с Евгенией Ураловой распался из-за новой любви Юрия — художницы Татьяны Лаврушиной. Однако этот союз продлился лишь чуть больше полугода. Впоследствии выяснилось, что после свадьбы Татьяна завела себе богатого «друга» и Визбор сразу стал не нужен. Избавившись от Визбора, Татьяна вышла замуж и уехала с мужем в Америку.
Последней супругой Визбора была журналистка Нина Тихонова, с которой он прожил десять лет.
На двадцатипятилетие дочери Татьяны Визбор пришел уже с четвертой женой. И при ней, и при всех гостях сказал Аде: «Знаешь, если бы я начал жизнь сначала, я бы снова женился на тебе».
???
В 1982 году Визбор перенес инфаркт, но быстро восстановился и вскоре отправился в горную экспедицию.
В марте 1984 года Юрий поехал с друзьями-альпинистами в Осетию — кататься на лыжах. Вернулся помолодевший, загорелый, красивый. А через некоторое время вдруг стал жаловаться на боли и обратился к врачам. А через две недели в онкоцентре ему поставили диагноз: «рак».
Эта болезнь стала причиной смерти Юрия Визбора 17 сентября 1984 года. Знаменитому барду было всего 50 лет.
Ады Якушевой не стало в 2012 году. Все говорили: в глубине души Визбор и Якушева так и не сумели расстаться. Ада посвятила Юрию свою самую печальную песню:
Если б ты знал,
Как долго я тебя сегодня ждала,
Ты бы, наверно, отложил бы дела,
Зашел ко мне на два слова.
Как раньше, помнишь?
Если б ты знал,
Как я скучаю по улыбке твоей,
Как часто я теперь завидую ей,
Моей сопернице новой.
По материалам: Доктор online