Евгении Ханаевой исполнилось 56 лет, когда она неожиданно оказалась на пике популярности. Двери киностудий вдруг распахнулись для нее, она заблистала на сцене. Ханаева всю себя отдавала театру, и многие считали это одержимостью. На самом деле актриса просто не хотела идти домой. На пике популярности она боролась с желанием свести счеты с жизнью. А однажды оставила мужа и сына, сбежав из дома без оглядки…
Ее отец — Никандр Сергеевич Ханаев — оперный певец, солист Большого театра был любимцем Сталина, а мать — Ираида Ильинична Рывкина — домохозяйка.
В гостях у Ханаевых часто собирался «творческий кружок», в их доме любили бывать самые известные люди того времени. Но, несмотря на окружение, родители были категорически против творческой профессии для дочери.
По их настоянию Женя поступила на юридический факультет, но мечта была сильнее. Через год девушка забрала документы и все-таки поступила в театральное училище имени Щепкина, а затем и в Школу-студию МХАТ, о которой давно мечтала.
Представителей «столичной элиты» на курсе оказалось двое: Евгения Ханаева и Константин Градополов — сын известного советского боксёра и киноактёра Константина Градополова.
Их отношения с однокурсниками как-то сразу не сложились, многие открыто сомневались в талантах «золотой молодежи». Возможно, именно поэтому, Женя и Костя сблизились и много времени проводили вместе.
Это была первая юношеская любовь, светлые и искренние чувства. В 1947 Ханаева и Градополов успешно закончили МХАТ и стали актерами этой прославленной сцены.
Ромео и Джульетта
Молодые люди уже планировали свадьбу, когда браку неожиданно воспротивился Никандр Ханаев, который хотел для дочери лучшей партии, чем столичный актер.
Узнав об этом, отец Градополова был ещё более категоричен. Он запретил сыну видеться с любимой. Под давлением родных молодые люди расстались.
Как ко всей этой ситуации отнеслась сама Евгения, история умалчивает, а Константин пронес первую любовь через всю жизнь. Много лет спустя он будет приходить на могилу Евгении…
Жизнь продолжается?
Пережив первую трагедию, Евгения Ханаева недолго оставалась одна. На одной из театральных вечеринок она познакомилась с сыном главного бухгалтера МХАТа Анатолием Успенским, и молодой человек приложил немало усилий, чтоб завоевать сердце девушки. Была ли влюблена? Едва ли. Но уж очень настойчив был ее новый кавалер.
Анатолий так долго и упорно добивался Евгении, а поженились они как-то второпях. Ханаева уже ждала ребенка.
И жизнь потекла своим чередом: дом, семья, сын и мечты о новых ролях.
А новые роли в театре случались все реже. И хотя редкие выходы «по замене» вместо заболевших актрис неизменно заканчивались овациями зала, за ними следовали долгие месяцы простоя.
В театре тогда царили интриги, а Ханаева была не из тех, кто вступает в конфликты. В то время Евгения остро чувствовала, что живет не своей жизнью, что сама жизнь проходит мимо…
Поздняя любовь
Именно в это время во МХАТе появился новый актер — 47-летний красавец Лев Иванов, который и стал последней любовью Ханаевой.
Евгения Никандровна никогда не делилась с коллегами своими переживаниями, никто даже не догадывался, что происходило в её жизни. И лишь немногие заметили, как часто Иванов и Ханаева стали проводить время вместе. И это было не простое увлечение. Ситуация становилась неприличной, ведь у обоих были семьи.
Трудное решение
И тогда Евгения приняла решение оставить мужа и сына. Однажды актриса просто ушла и пропала из их жизни на долгие годы.
Многие до сих пор считают, что Ханаева бросила сына. Она ушла не попрощавшись, пока мальчик был в школе, а муж на работе. Да, доля правды в этом есть. Но только самые близкие знали, как она страдала. Как часто приходила к школе, где учился Владимир, чтобы со стороны, незаметно посмотреть на него.
Своим уходом актриса хотела оградить сына от злых языков и сплетен. В душе Евгения Никандровна убедила себя, что поступила гадко и недостойна воспитывать своего ребенка. И это было ее наказанием. Наказанием, которое она назначила себе сама. За много лет она ни разу не позвонила, не попросила о встрече, не дала о себе не единой весточки.
А мальчик, конечно, страдал. Видел маму на экране и долгие годы задавался только одним вопросом — почему так случилось?
Лев Иванов свою жену оставить не мог. В то время женщина была прикована к постели и психически нездорова.
Последняя встреча
Она позвонит сыну только через 17 лет, сообщить, что согласилась на операцию, успех которой никто не гарантирует. Они встретятся, и он не задаст матери ни единого вопроса.
Они будут вместе до того самого дня. После операции Евгения Ханаева так и не выйдет из комы, не узнает о присвоении ей звания Народной артистки СССР и скором распаде родного МХАТа.
Ее жизнь оборвется 8 ноября 1987 года, а через три года, не пережив потери любимой, уйдет из жизни и Лев Иванов.
По материалам: Татьяна Трофимова