Антон Чехов был заядлым собачником, но были в его жизни и необычные питомицы. Однажды писатель привез с Цейлона трех мангустов.
Один из них, правда, оказался пальмовой кошкой, да еще и самкой со вздорным характером.
Из письма Чехова брату Михаилу Чехову:
«Возьми в рот штаны и подавись ими от зависти. Проехал я через всю Сибирь, 12 дней плыл по Амуру, три месяца и три дня прожил на Сахалине, был во Владивостоке, в Гонконге, в Сингапуре, ездил по железной дороге на Цейлоне, переплыл океан, видел Синай, обедал с Дарданеллами, любовался Константинополем и привез с собою миллион сто тысяч воспоминаний и трех замечательных зверей, именуемых мангустами. Оные мангусты бьют посуду, прыгают на столы и уж причинили нам убытку на сто тысяч, но тем не менее все-таки пользуются общею любовью».
Нарекли их Сволочь, Виктор Крылов и Омутова. Вот выдержка из другого письма Антона Павловича:
«Мангусты уже имеют имена. Один мангуст зовётся «сволочью» — так, любя, его прозвали матросы; другой, имеющий очень хитрые жульнические глаза, именуется «Виктором Крыловым» (плодовитый, но бездарный драматург, пьесы которого Чехов не любил), третья, самочка, робкая, недовольная и вечно сидящая под рукомойником, зовется Омутовой (артистка, игравшая в пьесе Чехова «Иванов»)».
Михаил Чехов вспоминал:
«Когда к нам приходил кто-нибудь из гостей и оставлял в прихожей на окошке шляпу или перчатки, можно было смело ожидать, что мангус найдет способ туда проникнуть, вывернуть наизнанку перчатки и разорвать их и сделать кое-что неприличное в цилиндр. Что же касается пальмовой кошки, то она так и не привыкла к человеку. Все время она пряталась, уединялась, а когда приходили к нам полотеры и, разувшись, начинали натирать полы, она вдруг неожиданно выскакивала из-под шкафа и вцеплялась полотеру в босую ногу. Тот ронял щетку и воск, хватался за ногу, громко взвизгивал и восклицал: — А чтоб ты издохла, проклятая!»
Потом у Чеховых остался только один мангуст, Сволочь. Однажды он пропал…
Из письма Исаака Левитана Чехову:
«Как вы упустили мангуста? Ведь это черт знает, что такое! Просто похабно везти из Цейлона зверя для того, чтобы он пропал в Калужской губернии!!!»
Из письма Чехова Алексею Суворину:
«Мангус нашёлся. Охотник с собаками нашёл его по сю сторону Оки, против дачи Снигирёва, в каменоломне; если бы не щель в каменоломне, то собаки растерзали бы мангуса. Блуждал он по лесам 18 дней. Несмотря на ужасные для него климатические условия, он стал жирным — таково действие свободы. Да, сударь, свобода великая штука».
В итоге с мангустом пришлось расстаться. Его отдали в зоопарк, но сестра Антона Павловича Мария Павловна часто его там навещала.
Фото сделано на палубе парохода «Петербург» после выхода из Коломбо (о. Цейлон, ныне Шри-Ланка): Антон Павлович и мичман Глинка держат в руках мангустов.