На сегодняшний день укрепилось весьма двусмысленное понимание зрелости. Как правило, люди определяют ее как накопленный за время старения опыт. Однако это не соответствует действительности.
Правда в том, что зрелость никак не связана с опытом взаимодействия с внешним миром, а формируется на основе нашего внутреннего восприятия мира.
Да, на своем жизненном пути вы можете столкнуться с множеством трудностей и проблем, но если вы живете настоящим, осознаете происходящее и находите способы использовать это для своего развития и роста, то весь ваш опыт в итоге сводится к моментам подсознательного и эмоционального реагирования, а вовсе не к достижению зрелости.
Несмотря на невозможность контролировать процесс старения, мы все же играем огромную роль в своей способности достигать зрелости. Духовная зрелость формируется в результате реализации человеком осознанных намерений. Она развивается по мере того, как мы становимся более сознательными. Суть не в том, чтобы быть просто умными, поскольку знания являются продуктом прошлых страхов, образов мышления, воспоминаний, реакций и иллюзорных концепций видения самих себя.
Настоящая зрелость — это свобода, позволяющая нам отвечать сознательно и быть ответственными за то, какими будут наши мысли, эмоции и действия, и то, как они влияют на нас, окружающих нас людей и на мир.
Формирование духовной зрелости влияет на многие аспекты и сферы нашей жизни.
1. О мужестве.
Зрелость подразумевает внутреннюю свободу, а свобода является производной мужества мыслить и вести себя по-другому.
В обществе, где «зрелость» человека оценивается по наличию у него работы, супруга/супруги, дома, детей и материальных вещей, требуется огромное мужество, чтобы быть по-настоящему зрелым, прислушиваться к зову своего сердца и восстановить связь со своим внутренним «я».
2. О честности.
Большинство людей не хочет признавать того, кто они, прячась за убеждениями, ярлыками и ролями, которые они играют. Однако зрелый человек в своем стремлении к самопознанию рано или поздно осознает, каким образом постоянно обманывает себя.
Яркими примерами духовной незрелости являются избегание темных сторон человеческой натуры, вера в то, что мы превзошли свою «темную сторону» и наладили связь с «лучшей версией себя» (как будто эта темная сторона вовсе не является частью нашей личности), а также привычка путать страшные голоса, вызванные внутренними ранами прошлого, с голосом своей интуиции.
3. О любви.
Понимание любви зачастую сводится к тому, что любить необходимо для того, чтобы получать любовь в ответ. Но едва ли можно назвать зрелой любовью ситуацию, когда вы говорите партнеру: «Я хочу, чтобы ты любила меня – тогда я смогу любить тебя в ответ». Быть зрелым означает, что вы любите кого-то без каких-либо условностей, даже если любовь эта безответная, потому что вашей любви к самому себе вполне достаточно.
Духовно зрелый человек любит потому, что влюбленность расширяет границы его самоощущения и способствует восстановлению его связи с высшей силой. Он любит не только для того, чтобы убедиться, что это чувство будет взаимным. А если ваш партнер достаточно зрелый, чтобы любить вас в ответ, то любовь эта становится еще сильнее.
На вашем пути будут часто встречаться люди, которые считают любовь высшей из возможных форм духовности, чем она является на самом деле. Но чтобы почувствовать эту любовь, сначала вы должны обрести личную свободу и взять на себя ответственность. Вместе они определяют сущность безусловной любви.
4. О сострадании.
Многие религии учат нас творить «добро» из чувства долга, жалости и сострадания (последние два пункта подразумевают жалость к другим людям, обусловленную второсортностью их положения по сравнению с вашим), в отличие от эмпатии, когда вы можете чувствовать и понимать чужую боль других людей, как равных вам. Однако в основе сострадательности многих из нас лежит какой-то стимул или обещание «награды». Данная ситуация несет разрушительный характер и является идеальным примером незрелости человека.
Поведение духовно зрелого человека формируется не покорной необходимостью «творить добро», сопровождаемой всеми видами подсознательных потребностей в самоудовлетворении, власти, престиже и контроле. Мотивация любого зрелого и доброго дела должна основываться на внутреннем спокойствии и свободе.
5. О прощении.
Привычка обижаться затягивает. Вера в то, что мы защищаем себя от новых страданий, дает нам фальшивое ощущение власти и своего морального превосходства. Она вводит нас в заблуждение, заставляя почувствовать себя важными. В итоге мы говорим: «Я не могу простить тебя. Твой поступок непростительный!». Таким образом мы находим счастье в своих же страданиях и жалости к самим себе.
И наоборот, искреннее прощение предусматривает способность быть ответственными за самих себя и принять решение больше не оправдывать свои чувства ненависти и злости или вообще отказаться от них. Все мы являемся достаточно сознательными людьми, чтобы понимать, насколько разрушительными эти чувства являются и для нас, и для качества нашей жизни.
6. О принятии.
Духовная зрелость предусматривает принятие того факта, что вы способны изменить, и того, что не можете. Человек, который живет в состоянии перманентного противостояния с миром, является рабом своих внутренних реакций.
Я постоянно сталкиваюсь с непониманием людей, спрашивающих меня, как я могу так спокойно воспринимать происходящее в мире, всю эту несправедливость, хаос и неравенство, которые повергают их в депрессию и вызывают ощущение того, что их чувствительные натуры не принадлежат этому миру.
Этот пункт тесно связан с ранее упомянутым прощением. Я несогласна с царящей в мире несправедливостью, но я и не сопротивляюсь ей. Я достаточно сознательный человек, чтобы понимать, что перемены никогда не проходили и не приходят извне. Все зависит исключительно от внутренних решений каждого из нас. Чтобы помочь развитию коллективной зрелости, сначала я должна научиться принимать и признавать весь тот хаос, в котором мы живем, не оказывая ему сопротивления, не прячась за своими самодовольными идеалами, не осуждая его и других людей, чтобы не заставлять их защищаться и не делать их невосприимчивыми к моим посланиям.
Нельзя избавиться от общей суматохи в мире, если смотреть на нее с точки зрения своего внутреннего хаоса. Принять себя и других людей — это все равно что учиться плыть по течению, не превратившись при этом в еще один неподвижный камень на дне реки.