Ернест Хемінгуей прожив сто життів в одному...
Старость – второе детство
«Старость – подарок для человека, сумевшего понять ее. Это не место для печалей о прошлом. Это второе детство», – Хемингуэй считал старость вторым детством, положенным по праву каждому человеку. Разве печалиться ребенок о своем прошлом? Определенно нет, он всегда увлечен познанием настоящего. Детство – такой короткий период, каких-то двенадцать-пятнадцать лет, но такой запоминающийся, который мы вспоминаем на протяжении всей жизни – почему?
«У дитинстві ми живемо справжнім моментом. Чим ми старші, тим більше ми живемо в думках. Про минуле і майбутнє, про щось... Але ніяк не живемо сьогоденням».
Хем вважав, що життя дорослої людини стає тьмяною і безцільної в той момент, коли він перестає жити в сьогоденні і бігає від одних думок до інших, жує їх у своїй голові, подібно корові.
«Джек встав рано вранці, а ліг пізно ввечері. Весь час він думав про минуле, то про своє майбутнє, про когось і щось, але так і так не жив».
Вместо того, чтобы жить и обращаться внимание на настоящий день, в котором мы присутствуем, мы буквально живем в своей голове – в ее мыслях и прострации о “жизни”, когда сама жизнь утекает из рук.
«Коли старий навчиться жити сьогоднішнім днем, старість стане для нього другим дитинством».
Мысли о прошло и будущем, жизни и бытие – это Карибский узел, когда затягивается все сильнее тот час, как его пытаются развязать.
Долгожительство – мука?
Можется показаться странным, что Эрнест буквально романтизировал старость, хотя долгожительство ему не по душе. У старины Хэма есть свое мнение на этот счет: «Знаете, я не видел того, кто прожил бы действительно долгую жизнь и не устал бы от нее» – говорил Хэм.
«Я багато подорожував і бачив, як у всіх куточках світу довгожителів обступали з усіх боків люди, хвалили і ставили питання про те, як їм вдалося прожити таке життя. Всім було цікаво, як же і їм самим прожити подовше! Тільки от самим довгожителям ця життя вже не була така цікава».
«Когда вы чувствуете вкус любимого вина – это прекрасно, когда вы слышите любимую музыку на испанских улочках – это замечательно, когда вы можете окунуться в холодное море в жаркий день и отдаться морскому бризу – это невероятно, есть любимую еду – здорово, когда вы можете поговорить со старыми друзьями – уютно и приятно – это и есть то, ради чего мы живем. Но что остается старику-долгожителю, который не чувствует вкус и аромат любимого вина, не может расслышать любимую музыку из-за глухоты и дойти до прохладного водоема в жаркий день? Что, если его жизнь совсем отлична от нашей, а мы этого не замечаем?». Хемингуэй был любителем приключений и не видел без них свою жизнь, но даже для домоседа его слова имеют смысл. «Не желайте долгой жизни, не кормите себя иллюзиями, есть только здесь и сейчас и это лучшее время!».
Вік не визначає життя
На додаток до своїх слів, старий Хем говорив:
«Ваш возраст не определяет вашу жизнь. Я видел сотни стариков, которым не было и сорока. Я видел сотни юнцов, которым было далеко за семьдесят. Пока вы слышите, видите и чувствуете, желаете и стремитесь, возраст не должен определять вашу жизнь – у вас есть все, чтобы жить как вольный человек, который может испытать в этом мире все».
У кожному є внутрішній голос, який вказує дорогу до щастя. Кожна людина точно знає, що йому потрібно зробити, щоб цей день пройшов не дарма: від простих дій, до самих складних рішень.
Хемингуэй считал, что чем старше становится человек, тем больше голосов вокруг заглушают его внутренний: сначала родители, потом воспитатели и учителя, работодатели, эксперты изо всех щелей, родственники и даже друзья – все они заглушают собственный внутренний голос и человек почему-то начинает слушать их, а не себя. С каждым годом этот голос все тише и тише, но единственное, что остается человеку – это научиться слушать его и не давать заглушать обществу: «Независимо от возраста, просто начните слушать себя, свой голос и следуйте этому. Вскоре вы удивитесь, насколько ваш голос – мощной инструмент».
За матеріалами: Мудрий погляд